Наследство на земельный участок. Порядок оформления

В этой статье мы рассмотрим особенности оформления наследства на земельный участок с учетом изменений в законодательстве по состоянию на 2016 г. С 2013 г. порядок оформления наследства на земельный участок существенно изменился. Законодательством разделены понятия регистрации земельного участка и регистрации права на земельный участок. Нотариусы, при этом, получили доступ и полномочия на проведение регистрации права собственности на земельный участок в Государственном реестре прав на недвижимое имущество самостоятельно.

В общем, процедура оформления наследства на любое имущество состоит из следующих этапов:

  • открытие наследственного дела нотариусом по последнему месту жительства наследодателя или местонахождению его недвижимого имущества;
  • подача нотариусу нотариально заверенных заявлений о принятии наследства от наследников;
  • определение наследственной массы, в т.ч. проверка регистрации имущества за наследодателем;
  • выдача свидетельства о праве на наследство наследнику (не ранее чем через 6 месяцев со дня открытия наследства);
  • регистрация права собственности в Государственном реестре прав на недвижимое имущество (если унаследованное недвижимое имущество).

В порядке оформления наследства на земельный участок есть свои особенности. Для оформления наследства именно на земельный участок нотариусу необходимо иметь в наследственном деле также выписку из кадастра (ГЗК) на земельный участок.

Выписка из кадастра выдается местным управлением Госземагентства на основании запроса нотариуса. На практике нотариус составляет нотариальный запрос и передает его заинтересованному лицу (наследнику) в руки для получения последним вытяга из кадастра. В тексте нотариального запроса, при этом, указывается лицо, которое уполномочено получить выписку из ГЗК на руки.

Нотариус, получив выписку из кадастра, осуществляет все необходимые меры по надлежащему оформлению наследственного дела и не ранее чем через 6 (шесть) месяцев с момента открытия наследства (день смерти наследодателя ) выдает наследнику свидетельство о праве на наследство на земельный участок. Одновременно, нотариус также проводит регистрацию права собственности на земельный участок за наследником в Государственном реестре прав на недвижимое имущество.

Таким образом, для того чтобы получить земельный участок в наследство наследнику необходимо произвести следующие действия:

  • подать нотариусу заявление о принятии наследства;
  • получить вытяг из кадастра в местном управлении Госземагентства на основании запроса нотариуса;
  • получить у нотариуса свидетельство о праве на наследство;
  • получить у нотариуса извлечение из Государственного реестра прав на недвижимое имущество.

С момента получения выписки из Государственного реестра прав на недвижимое имущество, наследство на земельный участок может считаться оформленным надлежащим образом. Указанная выписка является окончательным документом, который подтверждает право собственности на унаследованный земельный участок. Дополнительно обращаться в регистрационную службу (Укргосреестр) для регистрации права собственности на земельный участок не требуется.

Все было бы хорошо, если бы не один нюанс. Часто оказывается так, что земельный участок с одной стороны принадлежал наследодателю на праве собственности на основании государственного акта. Но в то же время в государственном земельном кадастре отсутствуют сведения о присвоении такому земельному участку кадастрового номера. В этом случае процесс оформления наследства на земельный участок замедляется необходимостью организации действий по внесению земельного участка в базу Государственного земельного кадастра и получения соответствующей выписки из кадастра (ГЗК).

Получить выписку из кадастра на земельный участок, который не имеет кадастрового номера, можно обратившись к землеустроительной организации, имеющей в своем штате сертифицированных инженеров - землеустроителей. Землеустроительная организация разработает техническую документацию по установлению границ земельного участка в натуре (на местности), согласует ее в необходимых учреждениях и получит вытяг из кадастра, который в дальнейшем надо будет подать нотариусу для принятия наследства на земельный участок. Для большего понимания процедуры добавим, что техническая документация по установлению границ земельного участка разрабатывается на имя наследодателя, а сам вытяг из кадастра выдается на основании заявления наследника, указанного в запросе нотариуса.

Законодательство в этой статье:

Смотрите также: разрешение на снятие грунта, изменение целевого назначения земельного участка, проект землеустройства по отводу земельного участка